rakhima86
zhax-rd@mail.ru

Рак - национальная болезнь казахов?

Р. Жаксылыкова, кмн, член EURAAC, клиницист с 48-летним стажем

Высокий уровень заболеваемости онкологическими болезнями преимущественно коренного населения дало повод некоторым высказать мысль: «А не является ли рак национальной болезнью казахов?» Данное мнение было выражено на страницах ряда периодических изданий. Например, в газете «Общественная позиция» от 10 апреля 2014 года в статье под названием «Обыр опырып барады».

Специалисты-онкологи отмечают резкий рост заболеваемости злокачественными заболеваниями кожи и объясняют данный факт улучшением диагностики, что не совсем соответствует действительности. В своих работах (Демодекоз и ассоциативные болезни, 1992; Акариаз есть у всех, но справиться с ним можно и нужно, 2002; и др.), публикация которых стала возможной только после развала Союза, я указывала на наличие лавинообразно распространяющегося среди населения ассоциативного мультифакториального заболевания – акариаза (демодекозного, дерматофагоидного, латентного и атипичного саркоптозного, и других), при котором в первую очередь, как правило, первично поражается кожа. Мало того, начиная с января 1981 года, я обращалась во все инстанции республиканского и союзного значения, призванные охранять здоровье людей, с изложением обнаруженного мною факта лавинообразного распространения среди населения акариаза. Многие свидетели этих моих обращений еще живы.

Первым подтверждением правильности моих наблюдений был констатированный аллергологами мира на протяжении последних тридцати лет истекшего столетия факт роста заболеваемости людей аллергией в геометрической прогрессии. «Какая тут связь?» - подумаете вы. Дело в том, что компоненты тел и выделений клещей высокоаллергенны для человеческого организма. Это аксиома. Как показали мои уникальные клинические наблюдения, аллергические проявления на внедрение в организм людей микроскопических клещей являются одним из наиболее ранних и наиболее частых осложнений акариаза. Однако аллергия оказалась только «цветочками». Поскольку акариаз не распознается и не диагностируется клинической медициной на протяжении длительного времени и с ним не ведется должная борьба как с инфекционным заболеванием, то в итоге он неуклонно прогрессирует и проявляется под маской самых разных как известных, так и неизвестных болезней. В числе этих клинических масок значительная часть имеющих место в настоящее время среди населения кожных, аллергических, сердечно-сосудистых, ревматических, гастроэнтерологических, офтальмологических, отоларингологических, пульмонологических, эндокринологических, неврологических, психических, онкологических и других болезней. Какова ситуация с перечисленными нозологиями и какие «необычные» новые болезни регистрируются среди населения констатирует в настоящее время научно-медицинская литература практически всех стран мира.

На протяжении 41 года на посту рядового клинициста я воочию наблюдала вышеперечисленные клинические маски (осложнения) акариаза. Правильность этих наблюдений во всех случаях подтверждал положительный результат этиопатогенетической (антиакариазной) терапии обратившихся ко мне за помощью больных (см. https://www.youtube.com/watch?v=pi4BQqBAonU ; www.allergy.kz). Считаю, что подтверждением правильности данных моих наблюдений также являются опубликованные на страницах медицинской научной литературы многочисленные статьи коллег из разных регионов планеты о положительном результате лечения больных с разными нозологиями, включая онкологическими, в том числе от применения антигистаминных средств на фоне тщательного соблюдения гигиены. (Именно антигистаминная терапия наряду с тщательнейшим соблюдением гигиены составляла основу патогенетической терапии всех клинических масок акариаза, пролечившихся у меня на протяжении последних 34 лет.) К сожалению, акариаз распространился пандемически еще к началу 1980-х гг. Этот факт был констатирован мною в статьях и в докладных на имя руководителей здравоохранения и медицинской науки республиканского и союзного значения. На фоне пандемии акариаза немногочисленные публикации о реальной сути столь широко распространяющихся «неинфекционных заболеваний» (НИЗ) людей на планете являются только каплей в море и не оказывают влияния пока на внедрение в широком масштабе эффективных противоакариазных мероприятий.

На любой человеческий организм всегда действуют двоякого рода факторы. В их числе бытовые, трудовые, алиментарные, уикэндовые, индивидуальные, и прочие. Одни из них способствуют развитию заболевания в конкретном организме, а другие - нивелируют, сдерживают, оздоравливают организм. Коренное население Казахстана вело кочевой образ жизни. Когда знакомишься с их обычаями, привычками, умением выбирать места для проживания людей, выпаса скота и т.д., даешься диву, ибо очень правильными с позиции гигиены и эпидемиологии были эти мероприятия. Казахи сидели, ели, спали на полу, застеленном коврами или кошмой. Ухаживали за скотом, покров которых, как правило, в разной степени поражен разными клещами. Но умелое использование естественных оздоравливающих факторов как солнце, ветер, национальных продуктов питания как казы, карта, кумыс, шубат, курт, жент, жая и др., наряду с применением личной гигиены, гигиены питания, гигиены труда и т.д., оздоравливали организм людей, в том числе и от микроскопических клещей. С изменением кочевого образа жизни коренное население лишилось многих естественных оздоравливающих факторов. Оздоравливающие мероприятия и факторы, необходимые в новых условиях, не всеми и не всегда применяются в повседневном быту. Отсюда и возникла среди них опасность неудержимого развития осложнений акариаза, в том числе и онкологических.

Возможно ли найти способы сдерживания развития осложнений акариаза? Да, возможно. Это – усиление и улучшение гигиенических навыков и тем самым компенсаторное усиление нивелирующих акариаз и его осложнения факторов. Среди тех народностей, которые имеют схожие с казахами привычки и навыки, в течение последних десятилетий также имеет место рост разных клинических масок акариаза. Однако, как свидетельствуют изложенные в моих статьях факты («О наличии пандемии демодекозного акариаза к началу третьего тысячелетия.» и др.), пандемия акариаза наблюдается на протяжении уже 30 лет. Поэтому повсеместно наблюдается рост заболеваемости людей разными клиническими масками (осложнениями) акариаза. Подтверждением данной констатации считаю уже имеющий место факт роста заболеваемости разными известными НИЗ, а также прогнозируемый специалистами практически всех стран мира еще больший рост заболеваемости этими болезнями. Повторяю: этот рост заболеваемости людей начала XXI века обусловлен и далее будет обусловливаться в ближайшем будущем, прежде всего, за счет осложнений нераспознанного акариаза.

Микроскопические клещи сожительствуют с человечеством издревле. Научная медицинская литература констатирует, что на протяжении более 18 веков наблюдалась пандемия классической чесотки, вызываемой клещами Sarcoptes scabiei. Одновременно с этими клещами из кожи людей, больных классической чесоткой при целенаправленном поиске практически всегда выделяли и продолжают выделять демодексов и дерматофагоидов. В акарологической литературе имеется упоминание о том, что на стыке старой и новой эр демодексов считали возбудителями практически всех кожных заболеваний людей. Почти такого же мнения (не только демодексы, но и другие микроскопические клещи бытовой пыли) придерживаюсь и я в настоящее время на основании уникальных клинических наблюдений. Разными авторами из разных уголков планеты опубликовано немало статей, в которых описано развитие различных дерматитов, дерматозов и других поражений кожи, вызванные представителями перечисленных и многих других мелких микроскопических клещей. Однако до сегодняшнего дня медицинская акарология остается абсолютно неразвитым разделом клинической медицины.

Антагонизм в микромире более выражен, чем в макромире. Об этом свидетельствуют многочисленные факты, описанные в литературе по акарологии, паразитологии, ветеринарии, зоологии, биологии, медицине, скабиологии. Именно поэтому в период пандемии классической чесотки демодексы и дерматофагоиды были на втором плане (не были столь активными). Кроме того, в тот отрезок жизни человечества поверхность кожного покрова был местом питания и для вшей, блох, клопов, и др. То есть антагонистов для саркоптид, кроме демодексов и дерматофагоидов, было немало. Именно поэтому столь долог был период бушевания саркоптоза среди людей. Точкой приложения саркоптид являются поверхностные слои кожи, в которых они прокладывают ходы через поверхность кожи. Демодексы заселяют преимущественно поры кожи (сальные, потовые железы, волосяные фолликулы). К сожалению, как свидетельствуют мои наблюдения, демодексы поражают железистую ткань в любом точке (в том числе и внутри) организма человека. Мероприятия по ликвидации классической чесотки и педикулеза способствовали оздоровлению кожного покрова пораженных саркоптозом и тем самым создали приволье демодексам и дерматофагоидам. Это привело к активации деятельности последних родов клещей. На этом фоне оставшиеся единичные особи саркоптид потеряли способность вызывать чесотку в классическом её варианте, а стали вызывать атипичную и латентную её форму. Успешная борьба с классической чесоткой улучшила условия обитания и дерматофагоидов, но пока случаев поражения организма преимущественно дерматофагоидами меньше, чем поражений демодексами, так как на сегодняшний день доминирует поражение покрова людей демодексами. (Этот факт констатирован скабиологами еще в 1840-х гг. Именно в те годы было заявлено, что Демодекс встречается в коже каждого человека.) О существовании немалого количества случаев латентного и атипичного вариантов классической чесотки в настоящее время изобилует специальная медицинская литература, в которой также указывается, что диагностические ошибки при этом заболевании нередки.

В большинстве случаев демодекозный акариаз имеет четко выраженные проявления на коже открытых частей тела. Это – розовость разной степени выраженности, сухость или сальность кожи, обилие различных высыпаний, облысение. Дерматофагоидный акариаз характеризуется сероватым оттенком наружных покровов пораженных дерматофагоидами людей. Зуд у одних пораженных постоянный, у других провоцируется рядом триггеров, может уменьшаться после применения антигистаминных и успокаивающих средств, но полностью практически никогда не устраняется.

Не лучше ли на этапе начальных проявлений акариаза создать заслон для появления его злокачественных клинических масок? Есть ли рулевые, радеющие душой за здоровье населения? Ведь в числе заболевших раком потом могут оказаться как они сами, так и их близкие и друзья. В моей практике были случаи, когда очередной специалист, к которому я обращалась с просьбой совместно поднять проблему на должный уровень, сам либо его близкие вскоре погибли от рака.

Акариаз в настоящее время практически присутствует у всех. Разовьётся ли в последующем рак или другое системное осложнение акариаза – зависит от каждого индивидуума и внедренных в широком масштабе антиакариазных мероприятий. Снижение заболеваемости НИЗ, в том числе и онкологической, за счет ликвидации их акариазных вариантов, зависит от грамотности и общечеловеческих качеств рулевых здравоохранения каждой страны и мира в целом. Если клиническая медицина и впредь не будет внедрять антиакариазные меры, то в недалеком будущем резко возрастет не только количество онкологических, но и других системных заболеваний – клинических масок акариаза терминальной стадии. Как известно, в медицине системные болезни на сегодняшний день считаются неизлечимыми.

Возврат к списку